Яndex – уничтожен! Ya.ru – что это?

В этом году закончилась целая эпоха классического Яндекса c его развитием SERP и общего поиска. Очень грустно это осознавать, поскольку тот вектор развития, которые задали его основатели с 25 летней историей, похерен окончательно. И, как ни странно это не звучало сейчас, вектор был направлен на развития поисковых алгоритмов, машинного обучения на повышение качества поиска. “Яндекс – найдется все!” – помните такой слоган был? Яндекс – это поисковая система. Была такая система, 25 лет развития поисковой системы закончился.

Долгое время компания Яндекс была символом российского успеха в сфере IT: наш ответ корпорациям Google, Yahoo и Baidu. Наша отечественная гордость, огромный экономический потенциал, тысячи рабочих мест для молодых специалистов, конкретная идеология развития и тп. Всего за несколько месяцев одна из крупнейших корпораций в России и Европы превратилась в очередную услужливую пропагандистскую машину с ее главным блоком агрегатора Новостей – подробнее, как уничтожили Яндекс писал здесь – https://gregsmirnov.ru/chego-zhdat-ot-yandeksa-do-koncza-2022-goda/

Также, есть весьма информативное видео-эссе по этой теме, рекомендую:

Канал “Популярная политика”

Сложно ответить на вопрос, как такое вообще возможно. Год назад это было не мысленно, но в нынешних реалиях уже ничему не удивляешься. По факту все основатели, резиденты, топ-менеджеры и управленцы (например, Тигран Худавердян, Аркадий Волож, Елена Бунина и др.) “классического” Яндекса в полном составе покинули компанию. Сама контра раздроблена на бизнес кластеры – VK сервисы (Новости, Дзен, домен yandex.ru) и Яндекс сервисы (Еда, Такси, Аренда, Маркет и тд), и где-то на отшибе на основе своей бесполезности в бизнесе сегодняшнего дня для прикрытия оставили третий кластер – Ya.ru (Яндекс.Поиск), который будет заниматься всем чем угодно, только не поиском. Во главе сего водевиля назначен/приставлен Алексей Кудрин – чиновник, председатель счетной палаты, приближенный к ВВ.

Понимаете, бюджеты считать/пилить доверить теперь никому нельзя, только из верхов. Конечно, официальная должность у него – советник по корпоративному развитию, а генеральным директором “Яндекса” (извините, но только в кавычках теперь про эту контору) с апреля стал некий Артём Савиновский. Кто это, большинство никто не знал до 2022 года, а чувак с 2008 года в конторе. В каких либо больших презентациях, конференциях и отчетах замечен не был. Вывод: должность гендира у Артема формальная, позиция номинальная/фиктивная. А шапито запрягает гос. чиновник напрямую, без стеснений.

Функции первых двух кластеров примитивны – пропаганда и бабло. Третий существует для отвода внимания, мол, Яндекс остался – работает, все ок.

Нет, не работает!

Страшно признать, но той конторы YET ANOTHER INDEXER (истовая расшифровка слова Yandex, переводится как – очередной индексатор) больше не существует.

Что по итогу. Яндекса нет. На его костях сейчас будут развивать два описанных выше кластера с определенными указанными целям – пенетрировать головы пропагандой и заработать с этих голов больше денег, удивляя своей сверх полезностью и развитием.

YA.RU – что ты такое

Y2 – Новый поиск

“Ну, что вы, господа – Яша живее всех живых, успокойтесь!”

Задумывая писать эту тему я принял решения дождаться декабрьской презентации YaC 2022 + ноябрьское представление нового (якобы) поиска Y2 – (предыдущая версия “нового” поиска Y1 была представлена в июне 2021). Другими словами я ждал, когда будет “величайшие” перерождение конторы с кучей информации про то, что они все осознали, выявили все проблемы, построили новое развитие поиска. Теперь все будет хорошо!

Ну, конечно, точно не ждали от презентаций грандиозных решений, стратегического планирования над масштабной оптимизации работы поиска, исправления больших багов и дп. Но хотя бы, положить взгляд в сторону улучшение качество поиска. Все тщетно!

Один из слоганов презентации – Шаг за пределы поиска. Вы поняли, кладем большой болт на поиск по привычке, можно выходить за его пределы.

Резюме презентаций Y2 и YaC 2022

Как писал выше, сформировался второй кластер “Яндекса” по заработку бабла – включается максимальная монетизация текущих сервисов, чтобы обеспечить динамику капитализации в плюс. Конечно же, не забываем кто у нас у руля и куда будет вкладываться основной бюджет – в инструменты управления умами – Я.Новости и Дзен. А как дела с Я.Поиком? (Y2). Запомнили вопрос. Да-да, ну как же, про ПФ поговорим!

Yac 2022 дал точно понять, что все текущие силы с обновленной командой будут брошены за заработок Кудрину с помощью развитие следующих “ОЧЕНЬ” полезных сервисов для нашего общества – агрегация и манипуляция всех услуг бизнеса в SERP (мед услуги, образование и тп), монополизация такси без тотальных проверок водителей (чтобы заработать, нужно больше водятлов привлечь) + шеринг самокатов, манипуляция услугами в картах, запуск монополизации услуг в недвижимости (пока только рынок аренды), ну прочие доставки и маркеты, еда.

Задача: Закрутить гайки и не допустить в рынок конкуренцию! Только монополизация нужна людям! Это залог качества! (шутка)

С появлением нового руководства чувствуются нынешний государственный посыл. Там повестка ведения дел не меняется.

А теперь вишенка, про презентацию Y2 (Я.Поиск).

Восторженные комплименты себе по технологии помощницы “Алиса”, которая никому не нужна. Все также, измученная тема про агрегацию в SERP товаров. Презентовали супер инновацию своей нейросети – перевод и озвучивание видео! Только презентовали, никто не говорил, что это вообще сейчас работает, и когда заработает никто не знает.

Внимание! А теперь, что касается напрямую улучшения качества поиска. Скажу сразу, не ждал темы работы над алгоритмами ПФ (фундаментальные проблемы никогда не озвучат простому люду, не принято).

Скромненько, сообщили что они набирают команду асессоров по теме программирования. Мол, это сложная тема, где нужен профессиональный взгляд, наш YATI не справляется. Ох, сразу много вопросов. А что раньше было? Не нанимали асессоров? Нанимали! А сейчас чего? YATI зачем тогда?

И это все! Более ничего. Быстренько, скромно, тихо. Нужно было хоть что-то сказать, вот так нелепо, решили что “схавают”.

Вечная классика. Скрин сделан в ноябре 2022

Выводы: Какой будет поиск в 2023?

Речь сейчас только про бывший Я.Поиск. Такой скромный подход к презентации нового поиска, и какие направления “развития” были выбраны, говорит только об одном.

Текущие положение дел с Я.Поиском: Они не могут финансово закрыть вопрос про обеспечение полного комплекта асессоров (как у гугла, не псевдо-асессоры в толоке). Говорить о вливании больших бюджетов в полном перестроении/модернизации Матрикснета, чтобы начать бороться с пиз..ом, которая твориться с ПФ.

Новое руководство не заинтересовано в решении данной проблемы. Почему? Потому что это не принесет быстрых денег.

Над качеством поиска в 2023 году работ не планируется. Единственная стабильность здесь, мое почтение “Яше”.

Теперь можно поговорить прямо о ПФ.

Что с накруткой поведенческих факторов в 2023 году?

На протяжении 4-х последних лет Яша открыто объявил войну накрутчикам: две крупные волны показательных порок (знаем, чем закончилось), попытка распознать вручную накрутку, обучение алгоритмов по автоматическому распознанию, и страшная недооценка самих вебмастеров/накрутчиков. Ведь постоянная вставка временных “костылей” в алгоритмы только повышает опыт и профессионализм вебмастеров. На этом большая борьба закончилась в 2022 году.

Яндекс собственноручно вырастил таких спецов, которые сейчас способны полностью 100% мимикрировать живого пользователя. Как не смешно, но бот сегодня выглядит гораздо живее реального пользователя. Продуктивно бороться уже никак не получиться в ближайший год, бюджета и сил также на это нет.

Скрытая легализация накрутки ПФ. Зачем Яндексу накрутчики.

По всему выше сказанному, что касается Я.Поиска и ПФ, судя по всему Яша задумал мега хитрый план. Осознав всю глубину бездны проблем с качеством поиска и признания неспособностью борьбы с накруткой ПФ, было принято следующие решение в духе: “Не можешь победить – возглавь!”

Вебмастера, которые сеошат уже более 10 лет, помнят еще, как покупные ссылки были в серой зоне. По началу покупные ссылки, вообще, с черным seo ассоциировались. Нагрянули “минусински”, боролись-дропали пачками сайты, но поменять кардинально ситуацию не получилось. Помогло только послабление важности самого ссылочного фактора ранжирования. Помню, яндексоиды постоянно с гордостью заявляли, что далее не копипастим алгоритмы гугла, мы пошли своим путем. В итоге покупка ссылок неофициально легализовали и способ стал частью белого и пушистого SEO.

Вот пуля в пулю сейчас происходит то же самое с ПФ, но только с одним НО. Невозможно ослабить влияние генерального фактора ранжирования поисковой системы. Вы, представьте, что если Гугл отключит или ослабит ссылочное. Это крах, как ранжировать хоть что-то.

Следовательно, остается только один путь: накрутка ПФ будет выходить их черного способа продвижения. А само явление обратить во благо!

На какое благо? На свое.

Вопрос на засыпку. Знаете какова сейчас поисковая доля Яши в России?

Конечно, точных данных никто не предоставит. Дело даже не в точности, а в том, что метриками можно “крутить” как угодно. Завышение цифр очень может быть. Но, факт, Яндекс давно уже не лидер в поисковой доле.

Статистика за ноябрь от similarweb – https://www.similarweb.com/ru/engines/russian-federation/
https://www.liveinternet.ru/stat/ru/searches.html?period=month&relgraph=yes

А вот интересности от Яндекс.Радара, прямо противоположная. Ну как иначе)

Статистика Яндекса за ноябрь 2022 – https://radar.yandex.ru/search?period=month

63% – Яндекс, 37% – Гугл.

Здесь неважна четкая позиция по долям, а важна тенденция происходящего. Кто-то явно скрывает правдивую картину дня. Есть у меня подозрения, что это может быть нынешний “Яндекс”.

Так в чем, собственно, идея легализации накрутки.

Схема проста: “мертвые души” накрутчиков будут использовать, чтобы заклеивать дыры (просадки) процентной поисковой доли (причина 1: обман будущих/текущих инвесторов и владельцев) Использовать ботов для экспансии в страны СНГ (причина 2: искусственный спрос). К примеру, начали экспансию в Узбекистане. Теперь это наши реальные пользователи по мнению яндексоидов.

В 2023 году продолжится золотая эпоха накрутки ПФ, безнаказанно*

*если грамотно крутить