Позиции ТОП – лидов нет
На сегодня это самый популярный якобы “фильтр” от Яндекса. Сразу сообщу, что ТЕМА к какой либо пессимизации или фильтрации Яндекса с целью целенаправленного срезания видимости/показов, ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ.
Другими словами, НЕ существует на практике подобного специализированного фильтра в действующей истории нПФ. Данную тему очень любят горе-накрутчики (на словах) форсить в комьюнити, обзывая данное “явление” – ботовыдача, живая/неживая выдача и тп.
К сожалению, не понимая как работает поиск, некоторые персонажи, естественно, создают миф о том, что Яндекс все видит и у него есть куча фильтров в борьбе с накрутчиками. Один из мифов это специализированная фильтрация видимости в “живой” выдаче Яндекса, в отличии от xml-выдачи. Это явление мы сейчас подробно и разберем, но сначала пройдемся терминам и о фактическом устройстве выдачи пользователей и сервисов.
Термины
XML-выдача – это выдача Яндекса в XML-формате, сформированная с помощью сервиса Яндекса.XML и не зависящая от персональных настроек пользователей.
Персонализированная выдача – это адаптация результатов поисковой системы в соответствии с уникальными предпочтениями и характеристиками отдельного пользователя. Такая адаптация основывается на различных факторах, таких как история поиска, географическое положение и тип устройства.*
Под “живой” выдачи скорее всего имеется в виду персонализированный поиск. Т.е. относительные результаты выдачи для каждого пользователя. Для кого то это будет “мертвая” выдача относительно точки зрения другого пользователя. В общем, в разрезе одной ниши/сайта реальная позиция может сильно отличаться у обоих пользователей. Где при этом живая, а где мертвая выдача неясно, поскольку это вопрос относительный по персонализации каждого аккаунта.
Строение выдачи Яндекса и работа сервисов
Отдельная xml-выдача, созданная для того, чтобы в массивном виде обращаться к ней за парсингом структурированной информации. В данном случае это позиции. На сегодня доступны две версии xml выгрузки: декстоп и мобильная.
Но! Само формирование xml выдачи не основывается на персонализации отдельного пользователя.
По справочной информации лицензии сервиса Search API (ex. Яндекс.XML) есть прямые уточнения по точности:


В случае персонализированного поиска в итоге мы имеем абсолютно разные значения по ВИДИМОСТИ, а не позиции. Проблема состоит как раз в том, что отсутствует у проекта видимость.
А теперь внимание! Проект может имеет позицию топ1, а фактическая видимость в персонализированной выдаче 0 (нуливая).
Почему так? Потому сервисы и программы использующие данные с Search API не передают полную картину реального положения проекта в выдаче.
Данные | Search API | Персонализированная выдача |
Наличие и количество блоков контекстной рекламы над поисковой выдачей | — | + |
Наличие и количество блоков контекстной рекламы под поисковой выдачей | — | + |
Наличие быстрого ответа (результата выдачи на «нулевой» позиции) | — | + |
Наличие колдунщиков (Яндекс.Маркет, Яндекс.Видео, Яндекс.Картинки, Auto.ru, Кинопоиск) | — | + |
Несколько результатов одного сайта по поисковому запросу | — | + |
Наличие блоков с уточняющими поисковыми запросами | — | + |
Наличие расширенных сниппетов | — | + |
В итоге проект может позицию топ1, но реальная его ВИДИМОСТЬ с описанными доп. блоками в персонализированной выдачи отсутствует. Отсюда нет трафика и лидов.
Парсеры выдачи
Существует различные парсеры или сервисы, которые пытаются “живым” способом передавать данные по позициям.
У данных парсеров нет никакой персонализации, конечно. По сути это можно представить аналогию с режимом инкогнито, без истории поиска. Опять же картина весьма не точная.
Вот к примеру я сам сравнивал свои позиции (блог) в персонализированной выдаче с режимом инкогнито.


В итоге получается ТОП, но кто его знает, что есть у каждого пользователя в выдачи.
Как раз вот эти данные нам не доступны никак. Какая выдача формируется у пользователей неизвестно, статистики нет.
Какие еще причины
Существует еще сугубо сеошные причины по которой сайта не получает трафик:
- Плохая работа с семантикой, нет скоринга запросов по параметрам: реальная частотность, ctr с вебмастера, расчет общей эффективности ключа (KEI), понимания конверсионности ключа.
Частая причина, когда по семантике стоим в топах, а лидов нет. По факту накручивается “пустая” семантика.
2. Отдельно про CTR сниппета. Тупо непривлекательный сниппет по сравнению с конкурентами.
3. Ротация результатов в выдаче. Ротация в каждой нише может происходить в течении суток, здесь прямо участвует персонализация пользователя + замер самого поиска по кликабельности результата на какой либо позиции.
Выводы
На данный нет идеального способа замера позиции/видимости сайта. При любом раскладе, увидеть объективную картину положения сайта в выдаче не представляется возможным. “Живая” выдача – это субъективное формирования позиций для каждого отдельного пользователя. Практические все живые пользователи взаимодействуют с персонализированной выдачей.
Последний год лично я перестал измерять истинное положение позиций, так как не коррелирует с нашими генеральными целями- трафик/лиды/коверсии. По сути предлагается следить за эффективностью нПФ по конечным генеральным целям. Позиции перестают быть общим мерилом работы накрутчика.