Большая роботность в Я.Метрике? Как реагировать

В последние месяцы тема роботности и вопросов по ней выросла в десятки раз по обсуждениям. Как оказалось у многих вебмастеров метрика роботности не может поддаваться какому либо анализу, поскольку данный параметр из за дня в день демонстрирует фантастические показатели. Особенно это коснулось многих после большого апдейта алгоритма системы с 22 июня 2022.

Особенно при работе с ПФ сайта данный показатель имеет наивысший приоритет у многих, так как, якобы, определяется качество кампании накрутки.

Здесь подробно разберем данную тему и выясним что на что реально влияет и как это показатель мерить. А именно ответим на следующие фундаментальный вопросы по роботности:

  1. Высокая роботность Метрике это плохо для позиций? Есть ли корреляция между позициями и высокой роботностью?
  2. Если имеется высокая роботность (или в роботы записаны в ботоводные визиты), значит Яндекс «знает», что сайт накручивается ПФ-ми? Ждем бана?
  3. Как/чем анализировать качество визитов?

Антифрод Яндекса: 3 системы

Чтобы раз и навсегда разобраться с этими вопросами, нужно понимать, как устроена система анифрода на разных площадках/сервисов Яндекса. Система не одна, их целых 3!

  • Антифрод Поиска
  • Андифрод Метрики
  • Антифрод Директа

Запоминаем:

Это фундаментально разные системы, они не пересекаются в своей работе. Как показывает практика они не связаны между собой и существуют изолировано!

Антифрод Яндекса

Как показано на схеме выше, все 3 системы имеют разные походы к фильтрации трафика.

Это три нейронных сети, которые непрерывно получают и агрегируют огромное количество данных, а затем определяют кто робот, кто нет, кто скликал рекламу, кто нет. По мере обучения сетки происходят апдейты и в системах аналитики начинают меняться данные.

На сегодняшний день эти 3 системы не объеденные в одну большую нейросеть. Каждая сетка собирает данные в своем пространстве и в дальнейшем агрегирует информацию, делают выводы.

У каждой системы индивидуальный тип трафика. Соответственно, задачи, которые они решают пока не могут анализироваться совместно.

Какой тип трафика/данных обрабатывают системы антифорода:

  • Яндекс Метрика — все что связанно с внутренними пф (поведение на сайте)
  • Яндекс Поиск — все что связанно с внешними пф (поведение в SERP)
  • Яндекс Директ — здесь понятно, только ad-трафик

Что не так с Яндекс Метрикой

Прежде, давайте найдем определение этого инструмента, данного самим Яшей. Метрика — это МАРКЕТИНГОВЫЙ инструмент, который помогает получать наглядные отчеты, записи действий посетителей, отслеживать источники трафика.

Т.е. к Антифроду Поиска никакого отношения пока не имеет.

Антифрод Метрики работает исключительно с обработкой внутреннего поведения пользователей. И на основе этих данных помечает визиты, как роботы и реальных пользователей.

Да, конечно, это не говорит от том, что Метрика не может распознавать накрутку. Но к результатам это отношение не имеет.

22 июля 2022

Официальных заявлений от Яндекса на данный момент нет, но 22 июня 2022 года был или большой апдейт или большой сбой.

В роботы теперь могут попадать:

  • все, кто заходит с инкогнито
  • пользователи, оставившие реальные заявки и даже оплаченные заказы;
  • пользователи из других поисковых систем, в частности — Google;
  • пользователи с нетипичным поведением — кликают на политику конфиденциальности и прочие документы;
  • пользователи с устаревших или непопулярных браузеров;
  • пользователи, которые заходят с ПК через мобильный интернет.

Становиться очевидно, что Метрика только учиться распознавать какие либо манипуляции с накруткой, но на сегодня это реализовано очень плохо. Многие живые визиты попадают в роботы с разных источников. Но то, что Яндекс намерен решить эту проблему — это точно. Когда это будет работать корректно неизвестно. Внимательно следим.

Как можно анализировать качество пф трафика?

Резюмируем все сказано выше тем, что анализировать и делать выводы только по Я.Метрике ошибочно. Многие вебмастера видя картину завышенных данных роботности в срочном порядке останавливают свои кампании накрутки. И тем самым «обнуляют» все будущие достижения по позициям или поддержки позиций. А это куча потерянного времени и денег. Конечно, после данных манипуляций и ультраосторожностей сам процесс работы с ПФ становиться нерентабельным.

Какой инструмент связан с Антифородм Поиска? — Я.Вебмастер

Именно он собирает для анализа данные по SERP Яндекса. Там вполне можно прочекать и сегметировать по времени все запросы, которые вы накручивайте.

Постоянно тестируйте ультраНЧ запросы, которые очень редко задают пользователи. Таким образом можно фиксировать, что только такие запросы (в какой то день) были сделаны исключительно шаблоном.

Анализ прост. Если запрос присутствует в отчете Вебмастера, то профиль прошел антифрод поиска.

Какие выводы

Тезисно:

  • Метрика умеет (не всех) выявляет ботов, но накрутка ПФ работает как и раньше;
  • Метрика местами искажает данные;
  • Много реальных людей идентифицируются как роботы в результате чего мы видим искаженную аналитику.
  • в Яндекс.Вебмастере количество кликов не совпадает с данными из Метрики;
  • Чекайте ботоводный трафик в Вебмастере